Сила удара в бильярде

Перед тем как новичок в бильярде будет начинать отрабатывать удары, ему следует познакомиться с таким понятием как “ Размер удара ”. Это самое основное понятие в бильярде и, наверное, одно из самых главных. Вообще, под понятием “Размер удара” специалисты по бильярду подразумевают путь, который прошёл биток с момента удара по нему кием до его полной остановки. На размер удара оказывают влияние очень много моментов, например, сила удара, вес шара, степень раската бильярдного стола, вес самого кия и многие другие моменты. Поэтому так необходимо понять и отработать это понятие.

Тренировку и отработку размера удара требуется проводить как новичкам-бильярдистам, так и опытным игрокам . Учиться никогда не поздно, и чем больше вы это будете делать, тем больших успехов вы добьётесь в этом деле. Для начала берем кий в руки и делаем пробные удары из конца в конец стола. Удар от борта к противоположному называется « в два конца » и тренирует точность и силу удара. Пробуйте разные варианты – с проходом шара в один конец или с возвратом на место удара. Следующий удар « в шесть бортов » нужно делать достаточно сильным, чтобы он мог быть выполнен до конца. При выполнении различных типов ударов обратите внимание на разницу исполнения замахов. Для слабых ударов – он короткий, для сильных – длинный и резкий. Постоянные тренировки остаются в мышечной памяти, и потом будут проходить легко и непринужденно. Немаловажным будет выбор кия, так как длина и вес кия должны быть самыми удобными, потому что лучше всего играть всегда одним и тем же кием.

Хотя это только начальные знания и они не дадут больших результатов любой опыт важен и главное не останавливаться на достигнутом. Более интересны будут вариации обычных ударов в различных ситуациях во время игры. Именно тогда приобретается бесценный опыт, позволяющий достичь каких-то конкретных результатов. Практика и еще раз практика .

© 2007-2018. При копировании материалов с сайта, установите на нас активную текстовую ссылку.

Как известно, в физике весьма подробно рассматриваются законы упругих тел, а также выводятся формулы, выражающие силу удара шаров, скорость после удара и т. д.

К сожалению, все эти формулы выведены только для шаров, имеющих одно движение – поступательное, т. е. направленное вперед. В бильярдной же игре приходится постоянно рассматривать удары шаров, имеющих два или даже три движения.

Нетрудно заметить, что шары соприкасаются с собой в точках. Надо добавить, что при сильном ударе эти точки являются далеко не геометрическими. Поэтому шары легко передают друг другу не только поступательное, но и вращательное движение.

Разновидность удара по битку определяется точкой на нем, в которую необходимо нанести удар кием. И хотя на шаре имеется бесчисленное множество таких точек, достаточно изучить удары по девяти из них, расположенных на стороне битка, обращенной к игроку.

Читайте также:  Слова состоящие из двух слов

Переходим теперь, собственно, к ударам.

Клапштос

Физика учит, что, если бильярдные шары имеют одинаковый размер, то, когда один шар ударит другого, последний отскочит, а ударившийся остановится на месте. То же самое всегда бывает на бильярде, но для этого необходимо нанести такой удар, чтобы шар получил только одно поступательное движение (центральный удар). Тогда после удара чужой полетит в лузу, а свой остановится на месте. Это и есть "клапштос".
Клапштос очень красивый и полезный удар. Он легок на коротком расстоянии и очень труден на дальнем.

Накат

Часто бывает нужно, чтобы свой шар после удара пошел вперед. Для этого по нему наносят протяжный длинный удар в плоскости, параллельной бильярду, в верхнюю часть шара. Тогда свой шар, двигаясь вперед, начнёт вращаться еще и сверху вниз, и, когда ударит по чужому шару, он передаст последнему только свое поступательное движение; движение же сверху вниз шар сохранит и поэтому, задержавшись на мгновение на месте, после удара двинется вперед. Подобный удар называется "накатом".
Накат – самый обыкновенный и самый легкий удар. При накате вернее всего прицел и удар, поэтому есть весьма сильные игроки, употребляющие исключительно этот удар.

Оттяжка

Иногда требуется, чтобы после удара свой шар ушел назад. Для этого необходимо сообщить ему два движения: одно поступательное, а другое – вращательное снизу вверх. Тогда свой шар после удара передаст чужому поступательное движение, сохранив вращение снизу вверх, и, постояв на месте, двинется назад. Этот удар называется оттяжкой.

Оттяжка самый красивый и самый трудный удар. Многие весьма искусные удары немыслимы без оттяжки. Применение этого удара весьма обширно.

При оттяжке наибольшее значение имеют мгновенность и мягкость удара. Притом, очень важна наклейка – до известной степени эластичная и шероховатая.

Если игрок хочет сделать очень крутую оттяжку, или если два шара стоят слишком близко, необходимо наносить удар сверху вниз под углом в 45°. Этот короткий и быстрый удар в высшей степени труден.

Боковые или французские удары

Все рассмотренные удары – обыкновенные штосы, употребляемые игроками средней и высокой силы. Они производятся ударом кия в вертикальной плоскости в центр шара, выше или ниже его. Но игроки превосходной силы для разнообразия выхода и отыгрыша употребляют еще и так называемые «боковые» удары, которые наносятся киём по точкам, находящимся справа или слева от центральной вертикальной линии шара. Эти удары довольно трудны, особенно в плане оценки силы удара кием. Употребление их весьма разнообразно.

Правый боковик

Это удар в среднюю точку на правой стороне битка. При таком ударе биток кроме поступательного движения вперед получает также вращательное движение вокруг вертикальной оси, которая проходит через центр шара, против часовой стрелки и, столкнувшись с играемым шаром, передав ему поступательное движение, завертевшись волчком и увлекаемый своим вращательным движением, шар пойдет только вправо.

Читайте также:  Сколько метров уровень моря

Левый боковик

Удар в среднюю точку на левой стороне битка. Действие данного удара аналогично предыдущему, только биток получает вертикальное вращение по часовой стрелке и после столкновения с другим шаром пойдет только влево.

Дуговик

Предположим, что один чужой шар стоит над лузой, а другой загораживает его. Тогда, чтобы сыграть чужого над лузой, необходимо играть дуговиком. Для этого наносят удар по своему шару кием влево (вправо) и вниз, сообщая ему сильное вращение вокруг вертикальной оси слева направо, и в то же время сообщая ему поступательное движение вправо от линии между центрами своего и первого чужого. Тогда сложение этих двух движений в результате даст движение по дуге (парабола).

Если бы свой шар, пущенный вправо от упомянутой линии между центрами шаров, не имел бокового вращения вокруг оси, то он пошел бы по прямой линии. Но, т. к. боковое вращение слева направо беспрерывно увлекает его влево, то он пойдет и вправо, и влево, т. е. по дуге.

Перескок

Это такой удар, когда свой шар, перескакивая через загораживающий чужой, кладет в лузу другой чужой. Для достижения этого штоса, по своему шару наносится протяжный и сильный удар под углом в 30° вниз шара. Тогда свой, оттолкнувшись от поверхности стола, подскочит и покатится по прямой линии. Этого результата можно достигнуть и другим способом. Держа кий в плоскости, параллельной поверхности бильярда, подводят конец кия под нижнюю часть своего. Затем вскидывают этот шар и перебрасывают его через чужой. Этот способ легче, но не так надежен, как предыдущий.

Размер удара. Клапштос

Одним из важнейших компонентов бильярдной игры является размер удара. Размер удара — это понятие, вобравшее в себя силу удара, раскат стола, упругость бортов, упругость шаров, винт попутный, винт обратный, количество столкновений шара с бортами и другими шарами, вес кия, вес шара, резку и наконец необходимость сыгрывать шары. Этот перечень примечателен не только своей обширностью, но и, прежде всего, разнородностью составляющих его величин, при почти полном отсутствии возможности просчитать перечисленные значения в совокупности, размышляя у бильярда всего несколько секунд перед ударом. На что же здесь опереться? Только на мышечную память в содружестве с опытом и выучкой. Опыт должен появиться со временем, а вот учебой нужно заняться сразу. При этом надо помнить золотое правило: лучше учиться, чем постоянно переучиваться.

Задумайтесь, почему это происходит? Для того чтобы облегчить поиск хоть каких-то ориентиров, сделайте следующий удар значительно сильнее предыдущего — в «шесть бортов». Повторяя такие удары, вы сами заметите значительную разницу в длине и скорости замаха. Если удар предстоит слабый, замахи должны быть короче и легче, если мощный — замахи длиннее и стремительнее. Что здесь ценно? То, что вы при каждом новом ударе закладываете в свою мышечную память не какую-то воображаемую величину, а вполне конкретную, зримую, так как и кий, и шар у вас перед глазами. Теперь понятно и то, как важно всегда играть своим кием, к весу которого вы вскоре привыкнете, и ваши представления о размере удара станут усредненными: вы сможете ими пользоваться в любой игре.

Читайте также:  Сколько стоит asus zenfone max pro m1

Не обольщайтесь, научившись выполнять какой-либо один удар, с таким багажом вы далеко не уедете, тем более что это еще пока только цветочки, а ягодки появятся позже, когда вы будете выполнять различные удары в создавшихся игровых ситуациях. Но этот начальный опыт вам обязательно пригодится.

Разновидность удара по битку определяется точкой на нем, в которую необходимо нанести удар кием. И хотя на шаре бесчисленное множество таких точек, на практике достаточно изучить удары по девяти из них. Представьте себе круглый циферблат часов. Четыре точки — это цифры на циферблате, соответственно, 6, 12, 9 и 15 часов. Пятая точка — центр круга. Еще четыре точки между семью и восемью, десятью и одиннадцатью, часом и двумя, четырьмя и пятью часами. Иногда между собой игроки так и определяют точку прицеливания, называя их цифрами, нанесенными на циферблате часов.

Перейдем ко второй части этого раздела, в которой мы узнаем о первом именном ударе. Физика учит: если шары имеют одинаковый размер, то, когда один шар ударит о другой, последний отскочит, а ударившийся остановится на месте. То же самое всегда бывает на бильярде, но для этого нужно так ударить кием биток, чтобы он получил только одно поступательное движение (центральный удар). Тогда после удара стоявший шар полетит в лузу (если вы верно прицелились), а биток остановится на месте. Это и есть клапштос (в переводе с немецкого «клапштос» — «хлопушка»). Таким образом, если ударить кием в центр шара «в плоскости, параллельной бильярду», то получится клапштос.

Клапштос — это очень красивый, полезный и важный удар. Он очень легок на коротком расстоянии и очень труден на дальнем. Вообще, ко всем ударам (за исключением наката) применим следующий закон: трудность исполнения удара пропорциональна расстоянию между шарами.

Очень трудно выполнить клапштос в том случае, когда биток прижат к борту. Если при выполнении центрального удара точку его приложения сместить на 2–3 мм ниже центра и попасть битком в центр «чужого» (или прицельного) шара, то энергия поступательного движения битка уравновесится энергией вращения в обратную сторону и он остановится. Поэтому зачастую такой удар называют остановкой.

Удар в центр шара, или клапштос, — основополагающий удар в бильярде, не освоив его, переходить к более сложным не следует.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>