Словари наши помощники в учебе знаки препинания

План урока:

Этап

Цель и содержание этапа

Время

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.

Актуализация опорных знаний

Работа с целью актуализации опорных знаний о видах сказуемого. Переконструирование предложения с составным именным сказуемым с глагольной связкой «является» в предложение с именным сказуемым с нулевой связкой. Объяснение пунктуации на основе изученного в 5 классе.

Формулирование целей урока учениками.

Этап усвоения новых знаний

Презентация работы групп с теоретическим материалом учебника ( инд.задания ).

Этап первичной проверки понимания учащимися нового материала

Подбор примеров из текстов учебника. Выполнение тестовой работы с целью установления осознанности усвоения учащимися нового учебного материала.

Этап закрепления и систематизации изученного

Организация деятельности учащихся по применению изученного по теме. Дифференцированное задание.

Этап информации о домашнем задании

Информация о домашнем задании, комментарии к его выполнению.

Подведение итогов урока, выставление оценок

Рефлексия. Анализ, оценка и коррекция знаний учащихся.

Скачать:

Вложение Размер
urok_po_russkomu_yazyku_v_8_klasse.docx 22.37 КБ
tire_stavitsya.pptx 104.21 КБ
tire_mezhdu_podlezhashchim_i_skazuemym_ne_stavitsya.pptx 82.33 КБ
test_po_teme_tire.ppt 178 КБ
osnovatire_medzhdu_podl_i_skaz.ppt 420.5 КБ
esli_podlezhashchie_i_skazuemoe_vyrazheny_v_imenitelnom_padezhe.ppt 414.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по русскому языку в 8 классе

Тема: Тире между подлежащим и сказуемым.

1. Расширить представление учащихся о правилах постановки тире между подлежащим и сказуемым.

2. Формировать умения применять правило в письменной речи.

3. Развивать навыки, необходимых для презентации результатов исследования.

Тип урока: изучения и первичного закрепления нового

Предварительное задание: работа в группах с теоретическим материалом учебника (1 группа – тире ставится, 2 группа – тире не ставится, 3 группа – тест-опрос, 4 группа – подбор примеров, иллюстрирующих теорию), 1 группа- сочинение сказки или рассказа по теме.

Цель и содержание этапа

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.

Актуализация опорных знаний

Работа с целью актуализации опорных знаний о видах сказуемого. Переконструирование предложения с составным именным сказуемым с глагольной связкой «является» в предложение с именным сказуемым с нулевой связкой. Объяснение пунктуации на основе изученного в 5 классе.

Формулирование целей урока учениками.

Этап усвоения новых знаний

Презентация работы групп с теоретическим материалом учебника ( инд.задания ).

Этап первичной проверки понимания учащимися нового материала

Подбор примеров из текстов учебника. Выполнение тестовой работы с целью установления осознанности усвоения учащимися нового учебного материала.

Этап закрепления и систематизации изученного

Организация деятельности учащихся по применению изученного по теме. Дифференцированное задание.

Этап информации о домашнем задании

Информация о домашнем задании, комментарии к его выполнению.

Подведение итогов урока, выставление оценок

Рефлексия. Анализ, оценка и коррекция знаний учащихся.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний.

Слово учителя: На прошлых уроках мы говорили о главных членах предложения, о способах выражения главных членов, узнали новое о сказуемом. Давайте вспомним, на какие виды в зависимости от того, чем выражено, делится сказуемое. ( Ответы учеников)

– Определите вид сказуемого в данных предложениях (устно):

Читайте также:  Радио в трее для windows

1. Ее светлый образ является мне лишь во сне.

2. Александр Сергеевич Пушкин является писателем.

3. Митяй перестал являться и после ужина.

– В предложении с составным именным сказуемым замените глагольную связку « является» нулевой. Запишите получившееся предложение в соответствии с правилами пунктуации. ( Александр Сергеевич Пушкин – писатель) . Объясните пунктуацию.

Ученик, готовивший презентацию материала из учебника 5 класса по теме, иллюстрирует объяснение.

Ребята, как вы думаете, почему в 8 классе мы вновь обращаемся к теме «Тире между подлежащим и сказуемым». Давайте ее запишем. (Ответы учащихся. Формулирование целей урока.)

  1. Этап усвоения новых знаний

Презентация работ групп, работавших дома, над освоением теоретического материала учебника. Ученики в классе следят по параграфу.

1 группа – презентация пунктов параграфа о постановке тире.

2 группа – презентация пунктов параграфа об отсутствии тире.

3 группа – подбор примеров к теоретическому материалу.

  1. Этап первичной проверки понимания учащимися нового материала.

1. Опираясь на текст параграфа, подберите примеры, иллюстрирующие каждый пункт теории параграфа (пронумеруйте). Поставьте, где нужно тире, графически объясните. (Двое, работавшие в группе, но не отвечавшие, работают на обороте доски).

Твои речи будто острый нож.

Шерстка у котенка дымчатая.

Понять значит простить.

Тире знак препинания в виде длинной горизонтальной черточки.

Сердце не камень.

Излюбленное занятие крокодила греться на солнце.

Возраст Земли пять миллиардов лет.

2. Группа, готовившихся дома учащихся, проводит тестовую работу. (Тире ставится… Тире не ставится…) По желанию проверка консультантами. Самопроверка.

VI. Этап закрепления и систематизации изученного

1 уровень – выполнение упр.75 (2,3,7,9,13).

2 уровень – творческий диктант со слайда.

3 уровень – «Я учитель» (проверка письменных работ учащихся).

  1. Этап информации о домашнем задании.

Дифференцированное задание (по желанию).

  1. Упр 75 (по заданию)
  2. Составьте сами или выпишите из художественных произведений 5-6 предложений с тире между подлежащим и сказуемым.
  3. Сочинить сказку о постановке тире между подлежащим и сказуемым.
  1. Рефлексия. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

Урок «Словари – наши помощники»

для учащихся 4-х классов.

Цел: расширение знаний школьников о разных видах словарей.

Задачи : обучение школьников умению пользоваться словарями и применять их.

Содержание темы: представление о справочной литературе, цели обращения к словарям, обучение работы с ними, структура словарей.

Форма проведения: беседы и практическая работа.

Оформление: книжная выставка – «Компас в мире слов» (представлены словари).

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас урок, посвященный знакомству со словарями.

Названия всего, что есть во вселенной, вместились в словари. Об этом прекрасно сказал французский писатель Анатоль Франс: "Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке. Здесь мысли, радости, труды, горести наших предков и наши собственные ".

Всему название дано –

Читайте также:  Почему не приходят сообщения в вайбере

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных нету!

И всё, что может видеть глаз,-

Над нами и под нами,-

И всё, что в памяти у нас

Они слышны и здесь, и там,

На улице и дома:

Одно – давно привычно нам,

Язык – и стар, и вечно нов,

И это так прекрасно –

В огромном море – море слов –

Цель нашего урока – заглянуть в этот мир слов, больше узнать о словарях русского языка, понять важность словарей в жизни человека, поучиться пользоваться ими.

Словари появились очень давно. Предшественниками современных словарей были рукописные, а затем печатные словари эпохи Средневековья.

Самые первые словари назывались азбуковниками . Древнейший сохранившийся до нашего времени азбуковник 1282 года содержит 174 греческих, древнееврейских и церковно-славянских слова. В 16-18 веках появились азбуковники большего объема, с алфавитным расположением слов. До наших дней сохранилось более двухсот азбуковников, среди которых есть учебные, энциклопедические, нравоучительные.

В разное время на Руси выходили в свет печатные словари. Они назывались лексиконами . Самый последний из них – словарь Петра Алексеевича Алексеева, выдержал 4 издания и содержал 20 000 слов.

В 1783 году была создана Российская Академия наук, одной из главных задач которой было составление грамматик и словарей русского языка. Так появились «Словарь Академии Российской», который содержал более 43 тысяч слов, четырехтомный «Словарь церковно-славянского и русского языка» (114 тысяч слов).

Все словари составлены в алфавитном порядке. Сейчас все чаще мы пользуемся словарями в электронном виде. Нужно всего лишь, в окне поиска, набрать нужное слово, и компьютер тут же выдаст разъяснение.

Давайте, ребята, остановимся на одном из самых интересных и старинных словарей. Посмотрите на его объем – это целых четыре тома. А создал этот словарь человек-легенда, который из 71 года своей жизни 50 лет посвятил собиранию слов и пословиц русского языка.

Вы догадались о ком речь? Я вам немного помогу. Он написал для вас сказки: «Девочка Снегурочка», «Старик Годовик».

Молодцы! Это Владимир Иванович Даль.

Невозможно рассказывать о словаре, не сказав о самом В.И. Дале. Жизнь его была очень неспокойной. Он был моряком, хирургом-окулистом, чиновником и писателем, естествоиспытателем и этнографом – изучал жизнь и быт народа. Он объехал русскую землю вдоль и поперек. Участвовал в двух войнах, имел боевые награды. Но где бы он не был, чем бы не занимался, дело его жизни – собирание слов – всегда было с ним.

Собирать слова и выражения народного русского языка Даль начал с 1819 г. В 1861 г., за первые выпуски «Толкового словаря живого великорусского языка», Владимир Даль получил медаль Императорского географического общества и звание почетного академика. Даль радовался: «Спущен на воду мой корабль». Даль был хорошо знаком с А.С. Пушкиным, который часто использовал его пословицы в своих произведениях.

Читайте также:  Сколько стоит код сброса printhelp

Ребята, мы с вами знаем о существовании разных словарей, как вы думаете, как Даль расположил пословицы в собрании «Пословицы русского народа» – в алфавитном порядке или как-то по-другому? Для удобства поиска нужной пословицы он расположил их по темам (180 тетрадей – 180 тем более 30 тысяч пословиц).

Ребята, конечно, очень много слов из этого словаря уже не употребляются, на их место пришли современные слова и слова из иностранных языков. Русский язык беднеет. Словарный запас многих людей скуден и ничтожно мал. Ваша задача любить свой язык, чтобы русский язык не терялся, а оставался самым могучим и великим. А для этого нужно много читать.

Нельзя обойти вниманием «Толковый словарь» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой. Это более современный и очень популярный словарь создан в 1949 г., и у многих из вас он есть дома и вы, наверное, им пользуетесь.

С.И.Ожегов работал вместе с Д.Н.Ушаковым – создателем «Орфографического словаря» и «Толкового словаря русского языка» в 4-х томах (1935-1940гг.). В словари Ушакова и Ожегова включены новые слова, уточнены толкования многих слов. Они используются как справочники по русскому языку.

А какие словари знаете вы? (отвечают ребята):

– двуязычные (англо-русский, коми-русский и др.);

– орфографические (объясняют правописание слов);

– толковые (объясняют значение слов);

– словарь иностранных слов (слова, пришедшие к нам из других языков);

– словарь антонимов (слова противоположные по смыслу);

– словарь синонимов (слова одинаковые по смыслу);

– фразеологический (объясняет значение устойчивых выражений) и другие.

А теперь задание вам, ребята (класс делится на 3 группы, и на каждую группу выдается по 2 словаря и по 2 задания на карточках.)

(Местоименно-определителъные придаточные относятся не к существительному в главном предложении, а к местоимению (тот, каждый, весь и др.) , употребленному в значении существительного, например: Тот, (кто приходил вчера) , сегодня не появлялся) .

В главном предложении при поясняемом слове в может быть УКАЗАТЕЛЬНОЕ СЛОВО то (в разных падежах) , которое служит для выделения содержания придаточного ИЗЪЯСНИТЕЛЬНОГО. Например: Чехов устами доктора Астрова выразил одну из своих совершенно удивительных по меткости мыслей о том] , (что леса учат человека понимать прекрасное) .

– Поэтому запятыми выделено придаточное изъяснительное.

– Грамматических основ – 2

Итак, это сложноподчинённое предложенияе, оба в нём двусоставные, распространённые, повествовательные. по интонации невосклицательные.
Запятые выделяют придаточное, тире –между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными.
Например: Словари–наши помощники в учёбе. (словари–помощники)
Самая большая рыба—китайская акула. (рыба–акула)
Земля–наш общий дом. (земля–дом)

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>